Многоразовый ускоритель «Байкал»

Многоразовый ускоритель «Байкал» - перспективная разработка ГКНПЦ им.Хруничева и НПО «Молния», создается для улучшения экономических показателей при эксплуатации ракет-носителей, а также для решения весьма актуальной в условиях внутриконтинетального расположения российских космодромов проблемы минимизации полей падения отработавших блоков ракет-носителей.

Для достижения этой цели планируется провести всесторонние испытания ускорителя с последующей опытной эксплуатацией его в составе РН семейства «Ангара». Рассматриваются также возможности создания вариантов ускорителя для использования в других системах выведения, в т.ч. зарубежных. «Байкал» создается с заимствованием элементов конструкции и двигательной установки универсального ракетного модуля и оснащается складным крылом, поворотным хвостовым оперением и вспомогательным турбореактивным двигателем.

Для ориентации отработавшего ускорителя перед входом в плотные слои атмосферы он оснащен реактивной системой управления. После входа ускорителя в атмосферу и предварительного торможения осуществляется планирование с помощью поворотного крыла, управление полетом производится аэродинамическими органами управления. Планирование переходит в моторный полет, когда включаются два воздушно-реактивных двигателя, установленных в носовой части многоразового ускорителя.

Управляемый собственным бортовым комплексом управления, ускоритель возвращается на аэродром вблизи стартового комплекса, где совершает посадку на выдвижное колесное шасси самолетного типа.

Таким образом, стартуя со стартового комплекса, расположенного на российском космодроме Плесецк, в составе РН семейства «Ангара», многоразовый ускоритель сможет при возвращении совершать посадку на аэродроме, входящем в состав этого космодрома.

Тактико-технические характеристики РН легкого класса с многоразовым ускорителем I ступени “Байкал”

Характеристика

РН с многоразовым ускорителем I ступени “Байкал”

1

Состав РН

2 ступени

I ст. - многоразового использования на базе УРМ-1 РН “Ангара”

II ст. - аналогична II ступени РН “Ангара 1.2”

2

Стартовая масса РКН, т

168.9

3

Масса ПН на опорной орбите (Нкр=200 км, i=90°), т

1.9

4

Тип, количество и тяга (зем./пуст.) двигателей

-   первая ступень

-   вторая ступень

ЖРД РД-191М (1 шт.), 196 тс / 212.6 тс

Допустимое кол-во полетных использований - 10

(с доведением до 25)

ЖРД РД-0124А (1 шт.), — / 30 тс

5

Диаметр / длина применяемых ГО, м

3.7 / 9.83 (ГО РКН “Ангара 1.2”)

3.7 / 6.74

6

Уровень надежности РН

0.96 на начало ЛИ при допустимом количестве летных использований планера - 100, ЖРД- 10

7

Дата начала летно-конструкторских испытаний

2006 г.

Тактико-технические характеристики ускорителя многоразового использования “Байкал” (для применения в составе РН легкого класса)

Характеристика

«Байкал»

1

Состав

Универсальный ракетный модуль I ступени РН “Ангара” (УРМ-1), дооснащенный крылом, оперением, шасси, ДУ для возвратного полета, ракетными двигателями ориентации

2

Начальная масса, т

130.4

3

Масса при посадке, т

до 18

4

Габаритные размеры:

 длина / размах крыла / высота,  м

28.5 / 17.1 / 8.5

5

Тип и тяга (зем./пуст.) ракетного двигателя

ЖРД  РД-191М (1 шт.), 196 тс / 212.6 тс

Допустимое количество полетных использований - 10

(с доведением до 25)

6

Тип и тяга двигателя для возвратного полета

ТРД, максимальная тяга 5 тс

7

Число М при разделении со II ст.

5.64

8

Крейсерский режим возвратного полета:

дальность, км

скорость, км/ч

384

490

9

Посадочная скорость, км/ч

280

10

Длина пробега при посадке, м

1200

 

 

 

назад

Hosted by uCoz