РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ
"ЭНЕРГИЯ"
Двухступенчатая РН "Энергия" выполнена по пакетной схеме с параллельным расположением ступеней и боковым расположением полезного груза, в которой четыре боковых ракетных блока I ступени (блоки А) располагаются вокруг центрального ракетного блока II ступени (блока Ц). РН устанавливается на стартово-стыковочный блок (блок Я), предназначенный для ее стыковки с пусковой установкой (ПУ) стартового комплекса и обеспечения силовых, пневмогидравлических и электрических связей РН с ПУ и комплексом наземного оборудования при подготовке к пуску. Стартово-стыковочный блок служит опорным силовым элементом при сборке и транспортировке РН. После пуска ракеты стартово-стыковочный блок остается на пусковом устройстве и может использоваться повторно.
Основные характеристики РН "Энергия"
Двигательная установка РН
"Энергия" состоит из четырех четырехкамерных кислородно-керосиновых
двигателей РД-170 (по одному на каждом из четырех блоков I ступени ракеты) и
четырех однокамерных кислородно-водородных двигателей РД-0120 на центральном
блоке II ступени, а также пневмогидросхемы, обеспечивающей их функционирование.
Двигатели РД-170, специально разработанные для РН "Энергия", обладают
рекордными параметрами и не имеют аналогов за рубежом.
Все двигатели начинают работать со старта, причем запуск двигателей второй
ступени происходит с некоторым опережением (8 с) запуска двигателей первой
ступени. За это время система диагностики проводит заключительные проверки и
дает "разрешение" на запуск двигателей первой ступени, таким образом
исключается старт РН с неисправным двигателем. Широкие диапазоны регулирования
тяги двигателей и массового соотношения компонентов топлива, поступающего в
камеры, обеспечивают реализацию наиболее оптимальных параметров движения РН и
синхронизацию опорожнения топливных баков. РН на активном участке полета
управляется и стабилизируется путем отклонения вектора тяги двигателей I и II
ступеней в двух плоскостях. Для этого двигатели имеют узлы качания и систему
высокоточных рулевых приводов, обеспечивающих качание каждого двигателя II
ступени и четырех камер двигателя I ступени. Рулевые приводы развивают тяговые
усилия около 50 тс на I ступени и около 33 тс на II ступени и действуют с
точностью 1 % от диапазона перемещения приводов.
Стартовая масса, т Вид топлива блок А Габаритные размеры РН, м Габаритные размеры блока
Ц, м Габаритные размеры блока
А, м |
2400
|
Система автономного управления
РН "Энергия" на базе бортового цифрового вычислительного комплекса
обеспечивает высокую точность выведения полезного груза в заданную область и
широкие возможности РН по выходу из нештатных ситуаций, в том числе и при
отказе одного из двигателей РН. Высокая степень автоматизации позволила учесть
возможность многих нештатных ситуаций - выход из них заранее заложен в
программы. Иными словами пятьсот нештатных ситуаций превратились в штатно-заложенные.
В самых сложных нештатных ситуациях автоматика приводит ракету в безопасное
состояние, и она останется в нем, пока не будет принято необходимое решение.
При наличии в составе полезного груза элементов, сбрасываемых на активном
участке полета, система управления формирует команду на их сброс, исходя из
условия обеспечения падения отделяемых элементов в заданном районе. Отделение
боковых ракетных блоков от центрального при израсходовании компонентов топлива
в одном из блоков происходит по команде системы управления с помощью ракетных
двигателей на твердом топливе.
Система пожаро- и взрывопредупреждения
предназначена для повышения безопасности работ на стартовой позиции и
предупреждения взрыва РН в полете при аварийных утечках водорода и кислорода из
центрального блока.
Система аварийной защиты двигателей РН контролирует их параметры в процессе
запуска и работы и позволяет произвести выключение аварийного двигателя до его
разрушения, а при некоторых условиях - и выключение диаметрально
противоположного двигателя, нормально работающего. Все это предупреждает
развитие аварии на борту РН и позволяет продолжить управляемый полет.
В декабре 1982 года в
монтажно-испытательном корпусе была проведена первая сборка "пакета"
РН - экспериментальной технологической ракеты, на которой были проведены
динамические испытания и примерочные работы с системами наземного оборудования
УКСС.
С марта по октябрь 1985 года на УКСС были проведены "холодные"
стендовые испытания центрального блока, при которых была отработана технология
заправки компонентами топлива, включая заправку переохлажденным жидким
водородом. Затем были проведены два огневых испытания блока.
При первом огневом испытании ( по программе 20 секунд) через 2,58 секунды после
начала запуска ДУ прошла команда "Автоматическое прекращение
подготовки" из-за медленного набора оборотов турбонасосным агрегатом
одного из двигателей, одновременно было зафиксировано падение управляющего
давления гелия в нескольких магистралях пневматической сети. При последующем
осмотре ракеты было выявлено разрушение одной пневмомагистрали (трубки
диаметром 20 мм), что потребовало проведения ряда мероприятий по повышению
надежности.
Второй огневой запуск ракеты длительностью 390 с прошел без замечаний.
Залогом успеха создания РН "Энергия" стал большой объем наземной
экспериментальной отработки конструкции, проверка функционирования всех ее
систем и агрегатов. Летными испытаниями только подтверждались заданные
характеристики. Всего по РН "Энергия" были проведены испытания на 232
экспериментальных установках и 30 прочностных сборках, что соответствовало
изготовлению четырех полных комплектов штатной РН.
|
|
|
|
Первый пуск ракеты-носителя
был проведен с УКСС 15 мая 1987 года в 21 ч 30 мин по московскому времени.
Вместо орбитального корабля "Буран" в качестве полезной нагрузки был
использован макет космического аппарата "Скиф-ДМ". Пуск прошел
успешно. Изменение всех параметров движения ракеты по времени полностью соответствовало
данным предварительного моделирования.
Первый успешный пуск ракеты "Энергия" подтвердил, что создана
универсальная РН "Энергия" сверхтяжелого класса, не имеющая по своим
возможностям аналогов в мировом ракетостроении.
Второй пуск РН "Энергия", на этот раз с ОК "Буран"
намечался на 29 октября 1988 года. Подготовка к запуску проходила успешно,
метеоусловия были благоприятными, скорость ветра не превышала 1 м/с. Все
команды по циклограмме предстартовой подготовки исполнялись нормально, оставалось
отвести от ОК "Буран" переходный стыковочный блок, но за 51 с до
запуска двигательных установок РН "Энергия" автоматизированная
система подготовки пуска выдала команду "Автоматическое прекращение
пуска". Государственная комиссия приняла решение отложить старт и слить
низкокипящие компоненты топлива из ОК и РН. Анализ показал, что отбой запуска
произошел из-за несвоевременного отвода платы системы азимутального наведения
(прицеливания) РН и, следовательно, задержки с отводом фермы, на которой она
располагалась. После устранения всех замечаний и докладов о готовности к
повторному запуску было принято решение о проведении повторной предстартовой
подготовки и запуске 15 ноября 1988 года в 6 часов утра московского времени.
Перенос пуска совпал с резким изменением погодных условий: 15 ноября 1988 года
они были на грани установленных ограничений на пуск - порывы ветра достигали 20
м/с, что превышало установленные ограничения. Пуск прошел без замечаний. Все
системы в полете работали нормально. Корабль был выведен на орбиту с
максимальной высотой 263 км и минимальной высотой 251 км. Общее время полета ОК
"Буран" составило 206 мин. Проделав все предпосадочные маневры, он
вышел точно на посадочную полосу, приземлился, пробежал 1620 м и остановился
посреди посадочной полосы. Боковое отклонение составило всего 3 м, а продольное
- 10 м при скорости встречного ветра 17 м/с.
Впервые в мировой практике была проведена полностью автоматическая посадка
космического аппарата такого класса.
При создании РН, построенной по
схеме, существенно отличающейся от ранее реализованных, пришлось столкнуться с
множеством сложных научно-технических и организационных проблем. Среди проблем,
решенных в процессе создания МКС "Энергия - Буран" были:
Одной
из серьезных проблем, которая была успешно решена, являлась проблема
электромагнитной совместимости всех радиосистем (бортовых и наземных),
работавших на участке выведения. Всего на этом участке было задействовано 419
радиоэлектронных средств.
Опыт создания РН такого класса
может быть с большим экономическим эффектом использован в других хозяйственных
отраслях. В 1989 году НПО "Энергия" совместно со смежными
организациями разработало каталог "Научно-технические достижения по
системе "Энергия - Буран" - народному хозяйству", в котором
приведены около 600 предложений, реализация которых могла бы дать экономический
эффект около 6 млрд. руб. (в ценах 1989 года).
Создание РН "Энергия" открывало перспективу на целый ряд глобальных
проектов, представляющих огромную международную значимость. В НПО
"Энергия" в период 1987-1993 годы были проведены проектные проработки
по космическим комплексам, базирующимся на РН "Энергия", для решения
задач:
Однако
общий спад и развал российской промышленности самым непосредственным образом
отразился на проекте "Энергия - Буран". В 1992 году Российское
космическое агентство приняло решение о прекращении работ и консервации
созданного задела. К этому времени был полностью собран второй экземпляр
орбитального корабля и завершалась сборка третьего корабля с улучшенными
техническими характеристиками.
Учитывая многоразовость использования комплекса, было
уделено значительное внимание средствам подготовки комплекса к пуску на
объектах полигона. Для выполнения программы "Энергия - Буран" было
принято решение создать универсальный комплекс стенд-старт (УКСС),
дооборудовать и переоборудовать стартовый комплекс (СК), созданный ранее по
программе Н1-Л3, создать посадочный комплекс (ПК) ОК, а также предусмотреть
запасные аэродромы на территории страны на случай незапланированной посадки ОК.
Кроме этого, для обеспечения доставки и сборки комплекса "Энергия - Буран"
были разработаны, изготовлены и смонтированы подъемно-транспортные устройства,
реконструированы и построены новые транспортные магистрали.