Системы ракет и космических аппаратов
Первая ступень ракеты-носителя
"Зенит-2"
Ступень включает в себя:
Максимальная длина,
мм |
32 940 |
Максимальный диметр, мм |
3 900 |
Сухой вес конструкции
ступени, кгс |
27 973 |
Вес в заправленном
состоянии, кгс |
354 221 |
в том числе: |
|
|
236 310 |
|
89 938 |
Тяга маршевого двигателя
(у Земли/в пустоте), тс |
740/806 |
Диапазон изменения тяги на
участке плавного дросселирования |
до 60% |
Управление осуществляется путем
качания камер сгорания в тангенциальном направлении на угол, град |
± 6 |
Вторая ступень ракеты-носителя
"Зенит-2"
Ступень включает в себя:
Сухой вес конструкции
ступени, кгс |
8 328 |
Вес в заправленном
состоянии, кгс |
90 359 |
в том числе: |
|
|
59 059 |
|
22 972 |
Тяга маршевого двигателя ,
тс |
85 |
Тяга рулевого 4-х
камерного двигателя, тс |
8 |
Управление осуществляется
путем качания камер сгорания в тангенциальном направлении на угол, град |
±30 |
Первая ступень
ракеты-носителя “ЭНЕРГИЯ”
(модульная
часть)
Для РН “Энергия” в качестве первой ступени используются четыре блока А, модульная часть (МЧ) которых разрабатывалась ГКБ “Южное”. МЧ разработана на базе первой ступени РН “Зенит-2”, но имеет упрочненный корпус для обеспечения возможности ее использования в пакетной схеме в качестве бокового ускорителя.
Ступень включает в себя:
Максимальная длина,
мм |
32 940 |
Максимальный диаметр, мм |
3 900 |
Сухой вес конструкции МЧ,
кгс |
34 000 |
Вес в заправленном
состоянии, кгс |
358 000 |
в том числе: |
|
|
235 000 |
|
89 000 |
Тяга маршевого двигателя
(у Земли/ в пустоте), тс |
740/806 |
Первая ступень
ракеты-носителя “Циклон-3”
Ступень включает в себя:
горючее - несимметричный диметилгидразин;
окислитель - азотный тетраоксид.
Максимальная длина, мм |
18 870 |
Максимальный диметр, мм |
3 000 |
Сухой вес конструкции
ступени, кгс |
6 267 |
Вес в заправленном
состоянии, кгс |
127 415 |
в том числе: |
|
|
86 533 |
|
34 591 |
Тяга маршевого двигателя
(у Земли/в пустоте) , тс |
241/270 |
Диапазон регулирования
тяги маршевого двигателя, % |
+5/-10 |
Тяга рулевого 4-х
камерного двигателя (у Земли/в пустоте), тс |
29,1/33,5 |
Разработано 17 типов жидкостных ракетных двигателей различного назначения:
Двигатели разработки ГКБЮ характеризуются:
Двигатель RD-8 предназначен для управления полетом второй ступени РН "Зенит" по всем каналам стабилизации путем качания каждой камеры двигателя в одной плоскости.
Двигатель - четырехкамерный, с дожиганием генераторного газа.
Тяга в пустоте, кгс |
8000 |
Удельный импульс тяги в
пустоте, кгс·с/кг |
342 |
Компоненты топлива: |
жидкий кислород и керосин |
Соотношение компонентов
топлива: |
2,4 |
Угол отклонения камер,
угл. град. |
± 33 |
Гарантированный ресурс
работы, с |
3300 |
На базе двигателя RD-8 разрабатывается однокамерный двигатель с качанием камеры в карданном подвесе, с многократным включением, турбонасосной системой подачи топлива с дожиганием генераторного газа.
Тяга в пустоте, кгс |
2000 |
Удельный импульс тяги в
пустоте, кгс·с/кг |
342 |
Соотношение компонентов
топлива: |
2,4 |
Угол отклонения камеры в
одной плоскости, угл. град. |
5 |
Количество включений |
5 |
Время работы в полете, с |
1100 |
Масса двигателя, кг |
150 |
Двигатель RD-866 космического буксира устанавливается в головном отсеке РН и обеспечивает на участке разведения космических аппаратов создание тяги и управляющих усилий, различных по величине и направлению. Включает в себя однокамерный двигатель большой тяги (ЖРДБТ) и 16 двигателей малой тяги (ЖРДМТ). Двигатель многофункциональный, нерегулируемый, без дожигания генераторного газа с многократным включением ЖРДБТ. Камера ЖРДБТ качается в карданном подвесе.
Тяга двигателя, кгс |
|
|
от минус 94,4 до плюс
513,5 |
Тяга одного ЖРДМТ, кгс |
|
|
11,8 |
Удельный
среднеинтегральный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг |
|
-
ЖРДБТ |
305,5 |
|
|
-
ЖРДМТ |
245 |
Компоненты топлива: |
-
горючее |
|
диметилгидразин
несимметичный |
|
-
окислитель |
|
тетроксид диазота |
Соотношение компонентов
топлива |
|
|
2,03 |
Угол отклонения камеры
ЖРДБТ в одной плоскости, угл.град. |
|
|
20 |
Суммарное время работы, с: |
|
-
ЖРДБТ |
330 |
|
|
-
ЖРДМТ |
1200 |
Максимальное количество
включений: |
|
-
ЖРДБТ |
14 |
|
|
-
ЖРДМТ |
10000 |
На базе камеры ЖРДБТ разработан универсальный двигатель, в котором по желанию заказчика может быть обеспечен любой уровень тяги от 200 до 600 кгс при многократном включении.
Тяга в пустоте, кгс |
200...600; |
Удельный импульс тяги в
пустоте, не менее, кгс·с/кг |
310; |
Соотношение компонентов
топлива |
2,0; |
Масса двигателя, кг |
23; |
Высота двигателя, не
более, мм |
1000. |
Крупногабаритные маршевые двигатели
Выполнены, в основном, по идентичной конструктивно - компоновочной схеме:
Варианты сопловых блоков:
рабочий запас топлива,
кг |
30.103
-50. 103 |
тяга в пустоте, кН |
1 450-3 050 |
время работы, с |
50-80 |
максимальное управляющее
усилие (в % от осевой тяги) |
5-12 |
коэффициент массового
совершенства конструкции |
0,91-0,93 |
Специальные управляющие двигатели
космических объектов
Особенности конструктивно-компоновочной схемы:
- корпус - металлический с разъёмным задним днищем;
- заряд - частично скрепленный с корпусом, торцевого горения, из смесевого твердого топлива;
- сопловой блок - четыре маломоментных вращающихся управляющих сопла.
рабочий запас топлива,
кг |
140...1 080 |
суммарный импульс тяги в
пустоте, кН. с |
310...2 440 |
время работы, с |
150...300 |
максимальное управляющее
усилие ( в % от осевой тяги) |
45 |
ГКБ "Южное" разработана большая номенклатура специальных малогабаритных твердотопливных двигателей (РДТТ), аккумуляторов давления (ПАД) и газогенераторов (ГГ) для ракет стратегических и космических комплексов.
В их конструкции заложен ряд принципиально новых технических решений.
С их помощью решен широкий круг технических задач:
1. По типу топлива:
2. По массе топливного заряда:
3. По способу крепления заряда:
4. По применяемым материалам корпусов:
5. По конструктивным особенностям:
6. По баллистическим характеристикам:
7. По форме диаграммы изменения тяги (расхода):
- реверс тяги с частотой 15 Гц.
Разработаны несколько типов бортовых источников мощности, предназначенных для питания гидравлической энергией рулевых агрегатов твердотопливных и жидкостных ракетных двигателей.
В качестве источника энергии в них используются твердое топливо, сжатые и сжиженные газы, а также жидкость (ракетное топливо) высокого давления.
В качестве рабочей жидкости применяются масло и ракетное топливо.
Применяются турбонасосная система подачи
рабочей жидкости и вытеснительная
Обеспечиваемый перепад
давления на гидроприводах, кгс/см |
90 - 170 |
Давление на входе в насос,
кгс/см |
2 - 8 |
Расход рабочей жидкости,
л/мин |
4 - 100 |
Время работы, с |
75 - 350 |
Для обеспечения ориентации и коррекции орбит спутников и верхних ступеней ракет разработаны :
Аммиачные двигательные установки
Технические характеристики:
Рабочее тело |
|
аммиак |
Максимальное давление в
баках при 50°С, Мпа |
|
2 |
Номинальная тяга
двигателей, Н |
|
0,05; 0,1; 0,15 |
Отклонение тяги от
номинальной величины, % |
|
±8, ±15 |
|
|
|
Удельный импульс
двигательной установки в непрерывном режиме работы в номинальных условиях,
м/с: |
- для цены тяги 1 Вт/мН
(температура паров аммиака 20°С) |
1000 |
|
- для цены тяги 6 Вт/мН
(температура продуктов разложения аммиака 1100°С, тяга двигателей 0,1Н) |
2700 |
Суммарный импульс тяги,
кНс |
|
3 - 300 |
Электрореактивные двигательные установки
Технические характеристики:
Рабочее тело |
ксенон |
Максимальное давление в
баллонах при 50°С, МПа |
11 |
Номинальная тяга
магнитоплазмодинамических двигателей, Н |
0,04 |
Отклонение тяги от
номинальной величины, % |
±15 |
Удельный импульс
двигателей в непрерывном режиме работы при номинальных условиях, м/с |
15000 - 25000 |
Цена тяги двигательной
установки, Вт/мН |
20 |
Суммарный импульс тяги,
кН·с |
200 - 1500 |
Жидкостные реактивные двигательные
установки на самовоспламеняющихся компонентах топлива
Технические характеристики:
Компоненты топлива: |
|
· окислитель |
четырёхокись азота |
· горючее |
несимметричный
диметилгидразин |
Объем топливных баков с
разделительными диафрагмами, л |
10 и 60 |
Вытеснительный газ |
гелий, азот |
Максимальное давление в
баллонах, МПа |
23 |
Номинальное давление
топлива перед двигателями, МПа |
1,35 |
Номинальная тяга
двигателей, Н |
30 и 100 |
Отклонение тяги от номинальной
величины во всех условиях эксплуатации, % |
± 25 |
Удельный импульс тяги
двигателей в непрерывном |
|
режиме работы при
номинальном давлении |
|
компонентов топлива на
входе, м/с |
2600 |
Суммарный импульс тяги,
кНс |
30-600 |
Отличительные особенности:
Газореактивные двигатели малой тяги
Рабочее тело |
воздух, азот |
Номинальное давление рабочего тела на входе, МПа |
0,3 |
Номинальная тяга, Н |
0,1 (0,2) |
Удельный импульс на воздухе при 20°С, м/с |
710 |
Продолжительность одного включения, с |
0,25-840 |
Количество включений |
700 000 |
Номинальное напряжение питания постоянного тока, В |
28 |
Потребляемая электрическая мощность при 20°С и номинальном напряжении, Вт |
14 |
Масса, кг |
0,16 |
Газореактивный двигатель большой
тяги
Рабочее тело |
воздух, азот |
Давление рабочего тела на входе, МПа |
5,8 - 0,58 |
Номинальная тяга, Н |
5,5 - 8,5 |
Удельный импульс на воздухе при 20°С, м/с |
650 |
Продолжительность одного включения, с |
0,5 - 30 |
Количество включений |
3500 |
Номинальное напряжение питания постоянного тока, В |
28 |
Потребляемая электрическая мощность при 20°С и номинальном напряжении, Вт |
37 |
Масса, кг |
1,55 |
Компоненты топлива: |
- окислитель |
четырёхокись азота |
- горючее |
несимметричный диметилгидразин |
|
Номинальное давление компонентов топлива на входе, МПа |
1,35 |
|
Номинальная тяга, Н |
30 (100) |
|
Удельный импульс в непрерывном режиме при номинальном давлении компонентов топлива, м/с |
2 100 |
|
Продолжительность одного включения, с |
0,021-600 |
|
Количество включений |
50 000 (1 200) |
|
Номинальное напряжение питания постоянного тока, В |
28 |
|
Потребляемая электрическая мощность при 20° С и номинальном напряжении, Вт |
28 |
|
Масса, кг |
1,3 (1,8) |
Газореактивные двигательные
установки
|
|
Космическая платформа
"СIЧ-2"
Платформа предназначена для создания специализированных космических аппаратов дистанционного зондирования поверхности Земли, в том числе получения изображений заданных участков с высоким разрешением (1…2 м).
Основные характеристики
Масса, кг |
600 |
Срок активного
существования |
5 лет |
Тип орбиты |
солнечно-синхронная |
Высота орбиты, км |
500-650 |
Точность стабилизации
|
15 угл.с |
Маневренность |
0.2 град../с2 |
Диапазон частот совмещенной
командно-телеметрической радиолинии |
S |
Точность определения
положения КА на орбите |
50 м |
Ресурсы, предоставляемые платформой
аппаратуре целевого назначения
Масса аппаратуры целевого
назначения, кг |
300 |
Энергообеспечение: |
|
среднесуточное, Вт |
300 |
в сеансе, Вт |
500 |
Диапазон частот
информационной радиолинии |
X |
Скорость передачи
информации на Землю |
256 Мбит/с |
Космическая платформа
МС-3
Платформа предназначена для создания
специализированных малых спутников для решения широкого круга задач (научные
исследования, дистанционное зондирование поверхности Земли, технологические
эксперименты).
Основные характеристики
Масса, кг |
220 |
Срок активного существования |
3 года |
Точность ориентации в
орбитальной системе координат(s ) |
0.5 град. |
Угловая скорость
стабилизации |
0.005 град../с |
Диапазон частот
совмещенной командно-телеметрической радиолинии |
S |
Ресурсы, предоставляемые платформой аппаратуре целевого назначения
Масса аппаратуры целевого
назначения, кг |
40 |
Энергообеспечение
аппаратуры целевого назначения, Вт |
40 |
Диапазон частот
информационной радиолинии |
S(X) |
Скорость передачи
информации на Землю |
2.73 Мбит/с (16
Мбит/с) |
На основе платформы МС-3 разрабатываются
субспутник электромагнитного мониторинга и субспутник активного мониторинга,
применение которых предусмотрено для проведения экспериментальных исследований
совместно с КА "Попередження", а также спутник дистанционного
зондирования МС-3-ДЗЗ.
Автоматическая универсальная
орбитальная платформа, ориентированная на Солнце
Платформа предназначена для создания
специализированных КА для гелиофизических, геофизических и астрономических
исследований на орбитах высотой 500 – 600 км.
Основные характеристики
Масса, кг |
1 900 |
Срок активного
существования |
1 год |
Точность ориентации |
1 угл.мин |
Угловая скорость
стабилизации |
0.005 град../с |
Диапазон частот
совмещенной командно-телеметрической |
|